Алексей Дорожкин: золотые времена интерьерного глянца

Фото: elle.ru

 

Что представляет собой интерьерный глянец сегодня? Красивые картинки из журнала как руководство к действию или несбыточная мечта? Кого и на что вдохновляют роскошные интерьеры домов и квартир? За счет чего одни фотографии дизайнерских объектов цепляют, а другие — нет и как правильно проводить съемку в помещении? Что такое интерьеры с историей и чьи проекты имеют шанс попасть на страницы модного издания? Почему маленькая квартира — это большая проверка для фотографа и дизайнера? Об этом и не только рассказывает специальный гость портала center-dom.com, участник рубрики «Эксперты» — главный редактор журнала Elle Decoration Алексей Дорожкин.

 

Elle Decoration издается в России c 2001 года. В последние годы, особенно трудные для глянца, многие журналы вынуждены были закрыться. Как вам уже более 15 лет удается быть в форме?

 

— Вы знаете, во многом наша хорошая форма — это результат правильно выстроенной политики и концепции журнала. Мы пишем только про то, что может быть интересно нашим читателям. Мы делаем журнал, а не рекламный каталог. Я абсолютно уверен, что читателя нельзя обмануть, поэтому не надо ничего пытаться ему продать, нужно просто делать такой материал, который действительно заинтересует его. Исходя из этого, мы выстраиваем работу и с нашими рекламодателями: это настоящее партнерство, основанное на взаимном уважении и искреннем интересе, а не на принципе «купи-продай». Поэтому мы всегда в курсе того, что происходит у компаний-партнеров, знаем их планы: что они собираются делать, какие новинки будут выпускать, какова ситуация на рынке. Учитывая все эти факторы, предлагаем им оптимальную систему поддержки. И это помогает нам сохранять некий баланс, который даже в сложные времена позволяет чувствовать себя стабильно. Все наши партнеры, несмотря на трудности, в том числе и на российском рынке, остались с нами. Конечно, ситуация отличается от прежних «сытных» времен, но мы же прекрасно понимаем, что экономика — это система взлетов и падений. Да, сегодня рынок в определенной степени скорректирован, но это не является для нас драматичным. Кроме того, сегодня печатное издание сопровождают веб-сайт и социальные медиа, которые предоставляют нашим партнерам дополнительные площадки для продвижения.

Вообще, сегодня интерьерный глянец находится в парадоксальной ситуации. С одной стороны, экономические реалии оставляют желать лучшего. А с другой — если говорить о стиле и контенте журнала, то нынешнее время можно назвать золотым периодом для российских интерьерных изданий. В последние годы у нас в стране появилось много талантливых дизайнеров, которые создают очень интересные проекты. Если раньше мы с большим трудом выискивали интерьеры, достойные публикации, выбирали, так сказать, хорошие проекты из ряда плохих, то сейчас у нас есть возможность выбирать лучшие интерьеры из хороших. С точки зрения содержания работать стало гораздо проще и намного интереснее. Так как мы международное издание, мы также публикуем зарубежный интерьерный контент, и поэтому особенно приятно отметить, что профессиональное исполнение и стилистические решения русских интерьеров ничуть не хуже, а порой даже интереснее работ западных дизайнеров.

 

Где вы находите проекты для журнала?

 

— Какие-то дизайнерские проекты нам присылают просто по почте, творчество некоторых известных декораторов и архитекторов мы сами отслеживаем, что-то  увидели у кого-то в гостях или в соцсетях. Фотографии объектов, которые нас заинтересовали, мы обсуждаем на редакционном совете и далее принимаем решение о публикации в зависимости от темы номера. 

Каким должен быть интерьер, чтобы его опубликовал Elle Decoration?

 

— Бывает, что интерьер хорош по всем параметрам: грамотная архитектура, великолепное декорирование, нравится заказчику и самому дизайнеру, но мы не берем этот проект. Почему? Потому что в нем нет самого главного — какой-то интересной идеи, волшебства, нет фишки! Будучи профессионалами своего дела, обладая знаниями и большим опытом, мы сразу замечаем классный интерьер. Он может быть современным и классическим, архитектурным и декораторским, безумно дорогим и бюджетным, это могут быть 500-метровые апартаменты в Москве или однокомнатная квартира в Екатеринбурге – совершенно не принципиально. Главное, чтобы он был нескучным и уникальным по идее и воплощению. Также важно, чтобы проект был с интересной историей: это может быть рассказ дизайнера о том, как рождалась идея проекта, либо увлекательная история заказчика, или любопытные факты из жизни дома, квартиры, где делался ремонт. Такие истории очень любят наши читатели.

 

Кто ваши читатели?

 

— Мы являемся люксовым изданием, но остаемся интересными для всех. Наши читатели — те, кто интересуется дизайном или занимается им профессионально, так как мы выдаем информацию одинаково интересную и полезную для всех участников интерьерного рынка. Да, определенная категория людей может позволить себе многое, даже полностью заказать дизайнеру интерьер с со страниц Elle Decoration. Но таких людей немного, для большинства читателей наше издание — это, скажем так, источник вдохновения. Кто-то почерпнет идею для ремонта: в какой цвет покрасить стены или какие обои выбрать, кого-то заинтересуют новые материалы и технологии. Красивый интерьер, опубликованный в нашем журнале, одних вдохновит на то, чтобы поменять что-то  в своем доме: купить новые шторы или применить недорогое декораторское решение, а для других станет мечтой, к которой человек будет стремиться.

Мечта обязана быть красивой… Как фотографировать интерьеры, чтобы они вдохновляли?

 

— На самом деле бывают интерьеры фотогеничные и нефотогеничные. С другой стороны никакая работа стилиста на съемке не спасет ситуацию, если интерьер некрасив сам по себе. Профессионализм фотографа состоит в том, чтобы он понимал, что важно в интерьере, умел подчеркнуть выигрышные детали. Фотография не должна напоминать 3D-картинку: никому не интересна пусть и хорошо выполненная, но фотографическая схема. Интерьер должен быть живым, наполненным воздухом и какой-то неуловимой магией. И настоящий профессионал знает, как этого достичь. Существуют, конечно, всякие «ноу-ноу», среди которых — запрет на искусственное освещение во время съемок: снимать следует только при естественном свете! Известный английский фотограф, с которым мы давно работаем, даже специально уехал в Австралию на несколько лет для того, чтобы научиться работать с естественным солнечным светом.

 

Вообще, интерьерная съемка — это отдельная история в фотографии, которая у нас в России только начинается. В той же самой Европе журналы, альбомы, книги этой тематики издаются десятилетиями, у них выросло не одно поколение фотографов, которые специализируются на интерьерах.

 

В февральском номере ED — прекрасная подборка маленьких квартир. Ваш лайфхак — как фотографировать небольшие пространства, чтобы и в них был воздух?

 

— Это, наверное, самое сложное, но и самое интересное. Как сделать так, чтобы маленький интерьер казался большим, чтобы в нем не было загромождений? Часто в одном пространстве небольшой квартиры совмещается несколько функциональных зон: холл, столовая, спальня, кабинет… В таких случаях фотограф обязательно должен сделать сквозные кадры, по которым будет видно фишку архитектора или декоратора, придумавших такое решение. Мы должны понимать, как обеденная зона сочетается с кухней или как решается трансформация гостиной в спальню и т.д. Не нужно стремиться показывать все, достаточно продемонстрировать два ключевых узла. А остальные фотографии — это красивые детали и впечатляющие виды.

Правда, порой метраж «маленьких квартир», публикуемых в нашем журнале, достигает и 90 кв. м. Для большинства людей, а это почти 80% населения, такие квартиры отнюдь не малогабаритные. Поэтому необходимо сделать поправку, что в люксовом сегменте, на который ориентировано наше издание, такие площади считаются небольшими.

 

Надо отметить, что нынешние непростые времена заставили собственников жилья по-новому взглянуть на бюджеты, вкладываемые в интерьеры, — люди стали считать деньги. Но, как говорится, нет худа без добра: дизайнеров это научит работать с ограниченными бюджетами так, чтобы не пострадала эстетическая сторона дела. Кроме того, часто собственники небольших квартир обустраивают свое жилье самостоятельно, без помощи архитекторов и декораторов, причем делают это с отменным вкусом. У нас уже выросла такая публика, чьи интерьеры мы готовы опубликовать с большим удовольствием.

 

Собственно говоря, в том, что у нас выросла такая образованная публика — заслуга и вашего журнала. Помимо редакторства, вы еще читаете лекции, преподаете. Для чего?

 

— Честно говоря, никогда не думал, что буду заниматься преподавательской деятельностью, но однажды меня пригласили рассказать о журнале: как мы его делаем, по какому принципу отбираем интерьеры и т.д. В ходе лекции мне очень понравилась реакция публики, я увидел искреннюю заинтересованность людей в том, что мы делаем, живую обратную связь. Для меня это стало очень важным инструментом в работе над журналом: в процессе общения с читателями ты понимаешь, что может быть интересно людям, чем их можно удивить, привлечь. Темы, с которыми выступаю, я освещаю с точки зрения жизни журнала. Рассказывая об исторических интерьерах или знаковых явлениях в мире дизайна, говорю о тех проектах, которые могут быть интересны, в том числе и нашему журналу. Вообще, это очень любопытный и неожиданный опыт для главного редактора, когда он общается с людьми не опосредованно, а напрямую. Тем более это странно в наше время, когда виртуальный мир, казалось бы, вытеснил живое общение, но оказывается, наоборот, оно стало еще более востребованным. Я довольно часто езжу по различным городам России и ближнего зарубежья, недавно был в Казахстане и Эстонии, и выступаю перед большой аудиторией (200-300 слушателей). Как правило, это дизайнеры, архитекторы, студенты и все те, кто увлечен дизайном. Это очень полезный профессиональный опыт: приходит понимание, что интересно людям в каждом конкретном городе, регионе, мы знакомимся с местными декораторами и дизайнерами, открываем новые имена, публикуем новые проекты.

Со временем эпизодические выступления сформировались в полноценный курс, который мы проводим два раза в год совместно с дизайнером Анной Муравиной. В качестве спикеров у нас выступают профессионалы высшего класса: известные российские и зарубежные архитекторы, дизайнеры, декораторы. Особенность наших курсов в том, что они ориентированы на подготовленную публику. Их цель не просто научить и рассказать о чем-то  новом, но и заставить людей думать по-новому. Зачастую дизайнерские сообщества в каждом городе, от Москвы до Владивостока, варятся, что называется, в собственном соку, поэтому очень полезно немного поменять систему координат, перезагрузиться и обновиться. Кстати, ближайший курс лекций и мастер-классов «Дизайн-интенсив» состоится 22-26 мая в Москве. Подробности можно узнать по почте anutamur@bk.ru. Приглашаем всех желающих!

 

Ваш совет, как интерьеру надолго оставаться актуальным?

 

— Все очень просто, самое главное в доме — это продуманная архитектура. Когда у вас грамотно спланировано пространство, то ваша квартира никогда не устареет. Но если в угоду каким-то модным решениям вы делаете нестандартные планировки, например, объединяете спальню с ванной, а потом у вас рождается ребенок и появляется няня, то такое планировочное решение становится неудобным. Разрабатывая планировку, всегда думайте о перспективе.

Также тщательно нужно выбирать базовые материалы. Стены, полы, отделка ванной комнаты — основа для декораторского решения интерьера, и она должна быть нейтральной. Ровные стены вы всегда можете при желании перекрасить или наклеить новые обои. Отказывайтесь от сложных гипсокартонных конструкций на потолке: мода меняется, а пыль останется с вами на долгие годы. Потолок должен быть ровным и гладким. Делайте хорошие деревянные полы (массив или инжиниринговая доска) и качественное покрытие для санузлов (мрамор или современные композитные материалы). База должна быть консервативная — модная плитка с оптическим орнаментом быстро вам надоест. И гораздо проще поменять шторы, чем покрытие пола. С такой основой вы можете реализовывать любые ваши желания, делать квартиру в каком угодно стиле: классическую или современную, модную или консервативную. Если сегодня в моде мятные цвета, это не значит, что все стены нужно красить в цвет мяты — достаточно купить две подушки данного оттенка. Если сейчас актуален модернизм 1950-60х годов, вам не нужно приобретать всю мебель исключительно на тонких ножках — осовременить интерьер можно с помощью одного кресла. Конечно, вещи длительного срока службы — матрасы, диваны, кухни — лучше доверять дорогим брендам: хороший итальянский диван прослужит вам не одно десятилетие, оставаясь актуальным долгие годы.

 

Интерьер дома заслуживает более серьезного внимания, чем это принято — ведь здесь мы проводим больше всего времени, это наше убежище, защита, сюда мы вкладываем душу. Дом — это часть нас самих, поэтому окружайте себя красотой, любите и радуйте свой дом.