Юлия Сафонова: секреты гармоничного пространства

Юлия Сафонова занимается интерьерами уже 12 лет. В профессию пришла не сразу. Сначала было увлечение, много прикладного творчества и желание развиваться в данном направлении. Это послужило толчком для получения художественного образования. Потом был диплом Русско-британского института управления (Челябинск) по специальности «дизайн среды». Но это тот случай, когда профессиональное образование только завершило ее формирование, как специалиста, а основной движущей силой было и будет призвание и интерес к любимому делу.

 

Что наиболее важно в профессии дизайнера? Дизайнер одновременно и фантазер и реалист, поскольку ему постоянно приходится совмещать творческий полет с практичностью, умением воплотить свои мечты в реальность. Кроме того, ему просто необходимо быть хорошим психологом, чтобы услышать заказчика, понять его ожидания. Ведь при проектировании жилых пространств представления о комфорте хозяев всегда в приоритете, амбиции дизайнера далеко не всегда уместны. Очень важна «насмотренность»: нужно видеть, трогать, осязать. Эти впечатления получаешь от посещения профессиональных выставок, а также в путешествиях, где с головой погружаешься в другую культуру, в новые образы и впечатления, а затем проецируешь их в свои работы. Чем больше жизненный багаж дизайнера, тем лучше.

 

Что еще вдохновляет помимо путешествий? Импульсом к творчеству может стать все что угодно. Конечно, вдохновляют произведения искусства: архитектура, живопись, графика, музыка. Мне нравятся сюрреалистические абстракции М. Эшера, выразительные тягучие линии Обри Бердслея, поэтичные образы прерафаэлитов — это мне близко. И потом, я выросла в семье, где всегда любили хорошую музыку и книги. Папа был творческим человеком, музыкантом и фотографом, поэтому у нас всегда было много альбомов и книг об искусстве. Это, несомненно, повлияло на мои предпочтения.

 

Для меня всегда важно суметь выразить ощущение, настроение пространства, создать атмосферу, маленькую «параллельную реальность». Идеальный результат — когда целое превращается в нечто большее, чем просто сумма всех составляющих. Иногда для этого достаточно всего нескольких точных деталей. Очень радует, когда заказчик оценивает мой ход, видит его.

 

На мой взгляд, профессия дизайнера ближе всего к профессии режиссера.

 

Дизайнер создает пространство, где каждая деталь работает на идею интерьера, отвечает общему замыслу. Ты каждый раз будто продумываешь мизансцену, в которой есть главные роли, роли второго плана, своя массовка. Мне нравятся интерьеры, которые можно долго рассматривать, переводя взгляд с предмета на предмет, разгадывая ход мыслей его создателя, но я никогда не стремилась к простому украшательству, не сочиняла деталь ради самой детали. Например, подхват с крупной кистью выберу скорее для того, чтобы смягчить вертикаль высокой портьеры, а не просто декорировать и т.д. 

 

Подобно актеру дизайнер вживается в образ заказчика, настраивается на его волну, включает какое-то шестое чувство, чтобы лучше понять, что он хочет. Мы много беседуем о привычках, вкусах, порой не только интерьерных: обсуждаем кинофильмы, литературу, что в них нравится, что нет. Это очень помогает сориентироваться, что в действительности он ожидает от своего дома. Ведь далеко не все озвучивается вслух. В идеале дизайнер должен стремиться сделать интерьер таким, каким сделал бы его сам заказчик, обладай он соответствующими знаниями и опытом.

 

Это прекрасно, когда можно довериться профессионалу, который все подберет, сделает пространство уютным и в то же время функциональным, учтет все нюансы. Но если вы по ряду причин сами занимаетесь оформлением своего дома, то помните главное — индивидуальность всегда в цене. Именно поэтому не нужно использовать в большом количестве предметы одной фабрики, чтобы ваш дом не выглядел, как картинка из каталога. Хороший интерьер оставляет впечатление, что он создавался постепенно. Светильники стоит подбирать по тому же принципу, что и аксессуары в женском гардеробе: можно сделать их главным акцентом и кардинально изменить образ, либо отвести им роль дополнения.

Чтобы создать эмоциональный интерьер, не всегда нужно красить стены в какие-то броские цвета, иногда достаточно добавить экстравагантную лампу или декоративную подушку с необычным принтом. Такое легкое хулиганство. Французы — виртуозы в этом деле, например, в классическом интерьере с роскошными деревянными панелями буазери может стоять скульптура из папье-маше строителя в каске. Это вносит элемент иронии и сбивает пафос. Как будто здесь все немножко не всерьез — появляется элемент игры, некоторой небрежности.

 

Если вы покупаете мебель недорогого узнаваемого бренда, той же Икеи, поработайте с ней немного: поменяйте что-то      , покрасьте в другой цвет, чтобы никто не узнал ее. Иначе вам самим она быстро наскучит, и рассеется вся магия интерьера. Ручки на мебели, фурнитура — это очень важные стилистические акценты. На лаковую кухню можно поставить вместо привычных скоб какие-нибудь необычные ручки, например, стекло с латунью, и они расскажут вам абсолютно другую историю.

Предметы искусства и небольшие интерьерные композиции одухотворяют интерьер. Не всем доступны картины, купленные на аукционах или в галереях, так что это могут быть и простые постеры, и фотоснимки хорошего качества, но обязательно достойно оформленные. Будьте осторожны — неудачно подобранные композиции могут буквально разрушить хороший интерьер! Поэтому прежде чем их заказать, обязательно оцените, как они будут смотреться на стене. Важно соблюсти не только стилистику, колорит, но и масштабное соотношение. Иначе возникнет зрительный дисбаланс, появится ощущение дисгармонии. Кстати, при подборе ковра тоже очень трудно обойтись без примерки. Многие салоны сейчас оказывают такую услугу.

И, конечно, очень украшают интерьер локальные натюрморты. Очень их люблю. Выразительная лампа, одна-две вазы, свечи… Все может быть очень просто, но зато какое настроение!

Жилой интерьер — это не выставка. За прозрачным стеклом буфета тарелки имеют право не стоять строго по росту. Или книги в шкафу могут быть с корешками совершенно не подходящими по цвету к общей гамме. Это жизнь. Но все-таки надо учитывать эти особенности при создании интерьера. Если человек не склонен сохранять порядок в шкафу, возможно, не стоит делать дверцы буфета стеклянными? Если в доме есть животные, то лучше сразу выбирать для стен легко реставрируемые декоративные покрытия. Хороший интерьер — как костюм, сшитый по индивидуальным меркам, с учетом пожеланий, вкусов, привычек, особенностей взглядов и т.д. Он отражает характер человека.

 

Мне нравится создавать интерьеры, где цвет и композиция создают психологический комфорт, уют и защищенность. Вся суета остается за порогом дома. Симметричные композиции, парные предметы справляются с этой задачей лучше всего, внося в пространство ощущение гармонии и стабильности. И потом, парные предметы — это всегда очень правильно, такие «инь» и «ян». Но чтобы интерьер не казался застывшим, симметрию можно немного нарушать. Например, по краям от кровати с одной стороны поставить тумбочку, а с другой стороны — комод с зеркалом, подобрать лампы разной высоты, чтобы абажуры зрительно располагались на одной линии. Визуально мы сохраним симметрию, но в тоже время сделаем ее разноуровневой, живой. Симметричное пространство идеально для людей, ценящих покой. Если хотите динамики, можно активнее использовать диагонали, асимметрию, но не забывайте, что это создает непроизвольное внутреннее напряжение.

Если это возможно — ставьте максимально высокие двери, они меняют архитектурное пространство колоссально: добавляют высоты помещению, придают парадность. Практически всегда оправдано использование высокого напольного плинтуса, решенного не как продолжение пола, а как часть стены. Он буквально ставит интерьер «на каблуки». Такая окантовка выглядит очень легко и нарядно, придает дополнительную торжественность даже лаконичным интерьерным решениям. О плинтусе из пластика забудьте навсегда, в нем нет ничего хорошего, кроме удобства монтажа для строителей.

В любом интерьере очень важен баланс текстур. Даже монохромный интерьер не будет казаться однообразным, если сочетать разные фактуры: матовую, блестящую, бархатистую, гладкую, грубую, мягкую и т.д. Так появляется наполненность, глубина, сложность.

Не жалейте времени на выбор основного цвета стен: это холст, основа будущего интерьера. В помещении цвет абсолютно точно будет вести себя иначе, чем в магазине: это зависит от освещения, сторон света. Для удобства лучше сделать выкрасы цвета на отдельных планшетах и оценить оттенок у разных стен при дневном и искусственном освещении. Учитывайте, что в глубине комнаты цвет зазвучит совсем по-другому, чем у окна, где на оттенок краски может повлиять то, что находится за окном, например, зеленая листва деревьев. Обои подбираются по этому же принципу. Выбирая нужный оттенок — не спешите, правильный цвет стен — это 50% успеха интерьера.

Для нашего климата более выигрышны сложные цвета, чем открытые. Я практически не работаю с американскими колеровочными картами, как ни крути, а солнце в Калифорнии светит иначе, чем на Урале. Наш колорит — ближе к английским, скандинавским палитрам. Например, белый цвет с добавлением капли серого будет смотреться намного гармоничнее, чем чисто белый. Не стоит бояться плотных густых оттенков, они, как правило, «собирают» интерьер намного лучше, чем привычный светлый беж, на котором предметы часто либо теряются, либо, наоборот, визуально «шумят».

 

Выстраивая сложный колорит, учитывайте бюджет текстильного оформления. Как правило, в дорогих коллекциях текстиля используется значительно больше оттенков и переплетений нитей, за счет чего достигается и сложный цвет, и интересный орнамент. В демократичных коллекциях, за редким исключением, и принты, и палитра проще. Поэтому, если бюджет уже поджимает, а это обычное явление финальной стадии ремонта, лучше взять для портьер простую, но элегантную однотонную ткань, не поскупившись на хорошую сборку. А акцент сделать на чем-то      другом.

Несколько советов одной строкой:

 

При создании интерьера учитывайте вид за окном. Если вместо прекрасной панорамы там унылый промышленный пейзаж, то окна лучше зашторивать, хотя бы тюлем.

 

Используйте натуральные материалы. Они стареют элегантно. С годами камень и кожа приобретут благородную потертость, а пластик — только царапины, которые забьются грязью.

Тем не менее, отдельные предметы из пластика: декор, мебель могут стать отличным акцентом, подчеркнуть какую-то идею, например, актуальную тенденцию прозрачности в интерьере или добавить легкости классическому антуражу.

Если бюджет ограничен, лучше потратиться на качественные базовые вещи: плитку, пол, двери. Они будут служить вам долго, а обои можно и переклеить. Аксессуары и декор, даже самые дорогостоящие, не способны изменить плохого впечатления от некачественной основы. Вот почему так важно с самого начала определиться со стоимостью ремонта и распределить расходы грамотно.

 

Сочетайте дорогие брендовые вещи с недорогими, но хорошего качества. Так вы существенно сократите общую смету. К тому же, от такого соседства выигрывают все: бюджетные предметы выглядят статуснее, а дорогие — интеллигентнее. Конечно, состав таких ансамблей должен быть хорошо подуман.

 

Не бойтесь черного. Бежевый интерьер он избавит от монотонности: темные акценты придадут ему глубину и графичность. Небольшое помещение с недостатком естественного освещения темные оттенки способны по-настоящему преобразить, превратив ее в комнату-шкатулку.

 

Чтобы маленькая комната с большим количеством мебели не выглядела заставленной, перекрасьте мебель в оттенок близкий к тону стен. Она просто растворится. Но безусловный чемпион в этом деле, конечно, зеркальная мебель. Она просто фантастически красива, хоть и непрактична.

 

Зеркала в интерьере способны кардинально менять восприятие помещения. Но излишнее их количество, создавая эффект переотражений, утомляет глаза. Подходите к размещению зеркал продуманно.

Если вы решили довериться профессионалу, потратьте время на поиск своего дизайнера. От проекта до реализации проходит год-два, а то и больше. Общаться, обсуждать решения и порой вместе искать компромиссы придется немало, поэтому его общество вам, как минимум, должно быть приятно. Важно, чтобы он разделял ваши взгляды на оформление жилого пространства.

 

Кто-то из известных модельеров сказал, что хорошо одета не та женщина, в наряде которой нечего прибавить, а та, в образе которой нечего убавить. Думаю, для жилого пространства это тоже справедливо. Создавать гармоничные цельные интерьеры — задача настоящего дизайнера, жить в таком интерьере — мечта каждого человека.