Петр Стебельский: уберечь заказчика от ошибок

Фотоматериалы предоставлены Петром Стебельским

Студия Петра Стебельского в этом году отмечает 10-летие. Юбилейная дата — хороший повод поговорить о том, что сегодня реально волнует дизайнеров. Где брать заказы, когда на дворе кризис? От каких ошибок хочется уберечь заказчика? На что подталкивает конкуренция? Об этом и не только рассказывает наш гость — руководитель собственной студии дизайна Петр Стебельский.

 

Для начала несколько вопросов о предпочтениях дизайнера Петра Стебельского. Вы не против?

 

— Только за! (Смеется.)

 

Ваш любимый цвет в интерьере?

 

— Цвет, которому я отдаю предпочтение — ненасыщенный темно-синий цвет, хороший фон как для акцентных, ярких вещей, так и для нейтральных. Он не такой мрачный, как черный и в то же время не такой яркий, как остальные цвета. Удивительный сложный цвет, с которым очень интересно работать.

А какой стиль дизайна вам нравится и почему?

 

— Что-то в стиле эко минимализма: минималистичный дизайн с применением натуральных материалов с текстурой дерева, камня. Он лаконичен, прост, понятен. На самом деле в интерьере человек всегда отражает себя, свое внутреннее состояние. Поэтому эко минимализм — это про меня и для меня, когда все естественно, все по полочкам, ничего лишнего. Я бы в таком интерьере жил все время

 

Любимый мебельный бренд?

 

— Мне нравится мебель автомобильных дизайнерских брендов:Aston Martin, Bentley. Все сделано в лучших традициях сегмента лакшери: великолепные по качеству материалы, ручная выделка и простые лаконичные формы. Очень стильная мебель.

Какие бренды светильников предпочитаете?

 

— Итальянские компании Axolight (Аксолайт) и Artemide (Артемида) делают очень интересные светильники. Они задают моду, первыми выпускают новинки, потом все начинают копировать. Эффектные подвесные светильники футуристического вида, со сложным механизмом освещения. Или какие-то необычные формы, взятые из природы, но благодаря фантазии дизайнера ставшие осветительными приборами.

 

Кто для вас дизайнер-авторитет?

 

— Я никого не удивлю, если скажу, что это француз Филипп Старк. Всемирно известный предметный, промышленный и интерьерный дизайнер, который всегда поражает простотой своих гениальных идей. Из архитекторов — англичанин Норман Фостер, родоначальник стиля хай-тек, делающий уникальные архитектурные объекты из стекла и металла: такие, казалось бы, простые на первый взгляд, но при этом с очень сложной, высокотехнологичной начинкой. Он по максимуму использует природные ресурсы: солнечный свет и воздух. Применяя инновационные технологии, проектирует и строит здания с большими открытыми пространствами, умными системами кондиционирования и инсоляции, с потрясающей воображение архитектурой.

Если мы заговорили об архитектуре, то насколько важно для вас, как выглядит архитектура нашего города?

 

— Очень важно, меня это сильно беспокоит! Недавно я был приглашен на круглый стол, и там был вопрос — куда движется Челябинск, что его ждет? Обсуждали, в том числе, итоги конкурса «Аrchchel-2020», его «космические» проекты. Я насмотрелся много красивых картинок неосуществимых, на мой взгляд, проектов. Это, конечно, замечательно, если у нас появится очередное архитектурное творение, но на фоне грязного, неухоженного города, разбитых дорог оно будет смотреться, мягко говоря, противоречиво. Вначале надо привести город в порядок! Челябинск можно сделать лучше в два счета и без всяких конкурсов: снести ларьки, убрать уродливую рекламу на зданиях и несанкционированную торговлю «с колес», дороги отремонтировать, обновить фасады домов, навести чистоту, озеленить город. На самом деле денег на это требуется не так много. В свое время руководство ЧТПЗ ударными темпами полностью благоустроило улицу Машиностроителей. Реальный пример того, как быстро и за разумные деньги можно привести город в порядок. Очень рад, что нашей студии удалось поучаствовать в столь крупном преображении одного из районов города. Мы облагородили остановочные комплексы, сделали спил и высадку деревьев, оформили парковочные зоны, покрасили дома, один из дворов полностью благоустроили. На этой улице был ужасный рынок — его снесли всего за один день, уверен, что убрать торговые ларьки вдоль центральных магистралей города — тоже вполне реально. И до сих пор улица Машиностроителей — одна из самых ярких, чистых и красивых улиц города. Тысячи людей каждый день проезжают по ней и видят, как она изменилась. Это замечательно! Очень важно облагораживать пространство, в котором мы живем. В контексте сотрудничества с Группой ЧТПЗ мы также работали с их заводом в Первоуральске, где участвовали в оформлении территории предприятия, выполнили преображение подшефного дворца культуры, провели полное благоустройство трех дворов, исходное состояние которых вызывало ужас. На месте свалок мусора и непроходимых зарослей появились прекрасные освещенные детские площадки, удобные парковки и дороги. Мне нравится работать над подобными задачами, ведь результат могут оценить сотни довольных жителей.

 


В портфолио студии Петра Стебельского — дизайн частных интерьеров, работа с жилыми и коммерческими объектами ЮУ КЖСИ, участие в оформлении промышленных цехов завода «Этерно» (ЧТПЗ), в том числе «Высоты 239», благоустройство дворов и улиц. В числе наиболее знаковых проектов — обновление экстерьера крупной городской магистрали — улицы Машиностроителей.


 

Времена сегодня непростые… Экономический кризис, спад в строительной отрасли… Как себя чувствуют дизайнеры в этой ситуации? Какие проблемы волнуют?

 

— Проблема номер один — где брать заказчика? Мы напрямую зависим от благополучия наших клиентов. Если приостановили деятельность юрлица: сократили работу промышленные предприятия, строительные компании, просел малый бизнес, то понятно, что люди тоже сокращают обороты — откладывают покупку жилья и его обустройство на более стабильные времена. Дизайнерам приходится адаптироваться под сложившуюся ситуацию. Нас много, хороших и разных, а заказчиков стало меньше. Поэтому кто-то    из дизайнеров развивает дополнительные направления своей деятельности, кто-то    уходит совсем в иную отрасль. Кризис заставляет человека думать о будущем, это как толчок к тому, чтобы поменять что-то    в жизни. Приходит понимание, что дизайнерское дело не может быть основным и единственным источником дохода.

 

На фоне растущей конкуренции, дизайнеров также остро волнуют проблемы собственного профессионального роста. Мир меняется, надо успевать… Надо быть лучшим. Если не заниматься своим развитием, то быстро устареваешь морально. Дизайн интерьеров — это очень динамичный бизнес, необходимо все время держать руку на пульсе и, конечно, делать инвестиции в самообразование: посещать выставки, мастер-классы, повышать квалификацию, расширять границы. Всевозможных обучающих семинаров много, надо четко определиться, что вам нужно. Для дизайнера-практика важно уметь себя продавать, значит, необходимы знания маркетинга, пиара и т.д. Руководителям студий не обойтись без грамотного менеджмента, планирования и т.п. Чтобы быть успешным и не прогореть в кризис, нужно искать новые ходы.

Что еще волнует дизайнеров?

 

— Некоторая неосведомленность заказчиков о прекрасном. Бывают проекты, за которые ты берешься с огоньком, хочешь применить все свои знания, сделать современный стильный интерьер, а заказчик присылает тебе в качества образца того, что он хочет, картинки интерьеров 90-х годов… Конечно, это расстраивает. Где-то приходится соглашаться, потому что ты зависишь от клиента, где-то    переубеждаешь людей. Настоящий профессионал, любящий свое дело, никогда не работает только ради денег, он всегда стремится реализовать свой творческий потенциал. Когда итоговый результат нравится заказчику и соответствует дизайн-проекту, это великолепно, это то, к чему нужно стремиться.

 

Какой процент соответствия является идеальным для вас?

 

— Если готовый интерьер соответствует дизайн-проекту на 90%, то это хороший результат! Если цифры меньше, то это уже совсем другая история получается. Отделка и планировка обычно делаются по проекту, отступления происходят в декорировании. Для успешности любого проекта очень важна культура и образованность заказчика, его умение и желание доверять профессионалу, слышать его. У меня мечта сделать квартиру как в «Идеальном ремонте» или «Квартирном вопросе» — заказчик ушел, пришел и удивился. Чем больше клиент вникает в процесс, тем сложнее, порой, становится. Заказчики могут приходить, проверять. Если у них есть замечания и предложения по существу, то конечно, дизайнер с готовностью их выслушает. Все должно решаться на стадии проекта. В процессе можно что-то    поменять, но только в рамках концепции. Своим заказчикам, которые четко следуют проекту, я мысленно вручаю именную премию Петра Стебельского «Заказчик года» (Смеется.)

А что? Хорошая идея — учредить такую премию… Вообще, от каких ошибок вам хотелось бы уберечь заказчиков?

 

— Первая ошибка, от которой хотелось бы уберечь заказчика — обижаться на дизайнера, если он сделал что-то    не так, как вам хотелось бы. Тем более, если вы хотите получить уникальный интерьер, которого до этого ни у кого не было. Подобные проекты ведутся зачастую методом проб и поиска решения сразу на объекте. В любом случае надо стараться искать конструктивные пути выхода. И быть терпимыми друг к другу. Вообще, говорить об ошибках — признак внутренней зрелости человека, поэтому не нужно бояться озвучивать их, надо просто работать над этим. Именно поэтому, через год или два после того как сделан проект, я обязательно провожу опрос среди моих клиентов, встречаюсь с ними, спрашиваю, что удобно, что неудобно. Фиксирую, чтобы в следующих проектах учесть это. Обычно замечания касаются всяких мелочей, которые в проекте сложно предусмотреть. Допустим, вешалку для полотенец оборудовали с левой стороны, как положено, а в процессе, оказалось, что хозяевам удобнее, чтобы вешалка была с правой стороны и т.д. Это и есть профессиональный опыт. Чем опытнее дизайнер, тем продуманнее интерьеры у него получаются.

Также я всегда предупреждаю заказчиков о финансовом бремени ремонта. Сразу выясняем, какую сумму готов заказчик вложить в ремонт. Предпочитаю называть верхнюю сумму по ремонту, лучше пусть останется, чем потом не хватит. В техническое задание нужно обязательно вносить бюджет проекта!

 

От чего еще хотите уберечь заказчика?

 

— От самодеятельности. Желательно не принимать самостоятельных решений, а все-таки советоваться с дизайнером. Скиньте ему фото того, что хотите купить, получите у него совет, не поленитесь. Например, у вас по проекту был потолок под покраску, а вы взяли и поклеили на него фактурные обои под покраску, это кардинально изменило интерьер, сразу отбросило его на двадцать лет назад.

 

В подобных случаях вы делаете замечания?

 

— Редко, только если клиент готов выслушать мое мнение.

Над какими проектами вам нравится работать больше всего?

 

— Люблю работать над коммерческими интерьерами. Они отличаются динамикой исполнения: на проектирование обычно даются сжатые сроки, реализация проекта идет ускоренными темпами — на стройке все меняется каждые 3-4 дня. Мне нравится такой ритм, это мое, так как не люблю сидеть сложа руки. Оформление коммерческих объектов больше подвержено модным тенденциям, если сравнить интерьеры квартир и офисов сегодня и 10 лет назад, то общие принципы формирования пространства в жилых помещениях практически сохранились, поменялись лишь материалы, а коммерческие объекты изменились очень сильно. Пространства становятся открытыми, сложными, дерзкими, многие заказчики сегодня ставят эффектность дизайна на первое место, а что нас ждет впереди — можно только догадываться! Это интригует и очень вдохновляет!

Как вы считаете, может ли дизайн коммерческого интерьера влиять на доход предприятия?

 

— Разумеется! Например, выручка ресторанов напрямую зависит от оформления залов, даже при самой вкусной кухне люди не пойдут в заведение с неопрятным или неудобным интерьером. Развлекательные центры, клубы тоже обязаны удивлять дизайном своих помещений, притягивать аудиторию, заставлять возвращаться вновь, делать селфи на фоне и т.д. Большое значение для компании имеет грамотное оформление офисного пространства. Эргономичный продуманный дизайн помогает лучше организовать рабочий процесс: сотрудники меньше подвержены стрессу и усталости, эффективнее работают, а у клиентов красивый офис вызывает чувство доверия и лояльности к компании. У нас уже есть ряд положительных отзывов от владельцев бизнеса, для которых наличие статусного офиса стало точкой роста и позволило опередить конкурентов. Радует, что многие челябинские компании уже думают и действуют в этом направлении и уделяют большое внимание созданию современного стильного интерьера в своих офисах.