Станислав Орехов: узаконить профессию дизайнера интерьера

фото: Кирилл Шингареев, архив Станислава Орехова

В рамках экспертного клуба, организованного крупнейшим производителем строительных материалов — немецкой компанией KNAUF и порталом center-dom.com, мы пообщались с известным российским дизайнером Станиславом Ореховым (Москва). Руководитель собственной студии дизайна, основатель и преподаватель авторской школы сейчас активно работает над стандартами профессии дизайнера. О перспективах российских дизайнеров, тенденциях и приоритетах, таланте и бизнес-схемах читайте в нашем интервью.

Цель вашего участия в экспертном клубе KNAUF?

 — В практике многих серьезных компаний, в том числе и KNAUF — проводить обучающие семинары с партнерами и коллегами по цеху. Обычно в центре внимания немецкой компании — строительные организации, но сегодня они впервые решили провести мастер-класс для дизайнеров. Меня, как руководителя дизайн-студии, имеющей большой опыт работы с крупными организациями и частными клиентами, и как преподавателя школы-дизайна регулярно приглашают провести обучающие семинары, поделиться знаниями и профессиональными наработками, выступить коммуникатором между производителем материалов и дизайнерами.

Дизайнеры так же, как и строители, должны иметь базовые знания о строительных материалах, чтобы они могли не только поделиться информацией с заказчиком, но и правильно выстроить работу со строителями. Некоторые клиенты ради мнимой экономии привлекают к ремонту строителей, которые могут посоветовать низкокачественные материалы с целью заработать или по незнанию. А дизайнеры, особенно молодые или начинающие, зачастую не разбираются в материалах. Вот для того, чтобы некомпетентные строители не навязали дизайнеру свои решения, он обязан знать базовые вещи. Также в рамках выступления я рассказал об авторском надзоре, комплектации, о том, как дизайнеру со всем этим работать, как найти свой путь и свою бизнес-составляющую.

Вами инициирована разработка стандартов профессии дизайнера интерьера. Почему возникла такая идея?

 — В Европе или Америке давно задокументированы стандарты профессии дизайнера интерьера. У нас иначе. Сами представители Минтруда признают, что сейчас большой разрыв между тем, чему учат в государственных вузах и тем, что нужно в реальной жизни. Нет такой профессии дизайнер интерьера или декоратор, есть архитектор, есть дизайнер среды, тот, кто должен уметь делать все: ландшафт, интерьер квартиры или ресторана. Но это слишком общие знания. Нет детальной узкой специализации, а она нужна. Профессия по факту есть, а стандарта и требований нет. 

Так как я занимаюсь дизайном уже больше 10 лет, мне было предложено организовать инициативную группу по разработке такого стандарта. Тем более что в нашей студии уже выстроены все моменты, которые идеально подходят под стандарты законодательства. Нужно адаптировать некие правила, обозначить должности, требования к этим должностям, что специалист должен знать и уметь, чему он обязан обучиться, чтобы студент выходил из учебного заведения полностью подготовленным.

Кто будет регулировать предложенные вами стандарты?

— Министерство труда не имеет возможности оценивать то, что мы предлагаем, оценить и защитить проект должно дизайнерское сообщество. В рабочей группе прошло два чтения закона о стандартах профессии дизайнера интерьера, практически завершено его формирование. Поэтому приглашаю всех действующих дизайнеров к обсуждению, вся информация есть у меня на сайте, можно обращаться и комментировать. Я выступаю не только как инициатор, финансирующий проект, но и сам разрабатываю его, а участники сообщества вносят замечания и дополнения. Наша задача — учесть разные мнения, чтобы в Министерство труда были представлены профстандарты от всего профессионального сообщества, а не от меня лично.

А что последует за официальным признанием профстандартов?

— После того как профессиональные стандарты будут утверждены законодательно, начнется разработка методики обучения дизайнеров и сопутствующих специалистов: подготовка учебных программ, литературы и т.д. Эта информация будет спущена в учебные заведения. Тогда у нас смогут появиться и более узкие дизайнерские специализации: например, обмерщик, менеджер в дизайне или комплектатор. Это безумно востребовано сейчас, я, как работодатель, прочувствовал это на себе. У меня работает 20 человек, из них ни один не пришел полностью готовым специалистом, мне пришлось лично обучать людей. Это отнимает много сил и времени. Чтобы не рассказывать каждому, как эффективно работать, а передавать системные знания, в 2009 году я решил создать авторскую школу дизайна.

Какие дисциплины, кроме общепринятых, нужны дизайнеру?

— Профессия дизайнера состоит из нескольких функций, дизайнер, по сути, как продюсер, должен знать обо всем на уровне принятия решений и донесения информации до клиента. Понятно, что он умеет делать планировку, подбирать материалы, работать с фактурой поверхности и т.д. В принципе, дизайнер не обязан лезть в конструктивные элементы, комплектацию, сопровождение стройки и др. Он может это делать, если захочет, но для этого ему нужны какие-то базовые представления. Сейчас этому не учат, не учат бизнесу вообще. Человек окончил учебное заведение, умеет делать интерьер, но как общаться с клиентом, как проводить анкетирование, собрать команду или юридически грамотно оформить отношения с клиентом и подрядчиками — этого, к сожалению, он не знает.

Когда пройдет ваше предложение по профстандартам?

— Есть узаконенный регламент, если мы без задержек пройдем все процедуры, то предложенные нами стандарты будут приняты уже в этом году. Когда профессия официально появится, ей присвоят статус, номер, дальше учебные заведения захотят монетизировать востребованную специальность, по сути, это и есть стандартизация. Появится системное понимание. Этого мы добиваемся, чтобы было удобно всем: и дизайнерам, и подрядчикам, и клиентам. Общий менеджмент, глобальная система. У меня это хорошо получается, я могу это делать.

У вас широкий спектр обязанностей, как все успеваете?

— Делегирование полномочий. У всех одинаковое количество времени — у продавца на рынке и миллиардера, вопрос в том, как распоряжаться временем и строить эффективную систему.

На ваш взгляд, куда движется современный дизайн?

— Если говорить о тенденциях в мире и в России, то различия колоссальные. Италия — это самые передовые технологии, они законодатели моды, опережают всех на несколько лет. Наш закрытый менталитет никогда не поймет и не примет до конца их открытость. Германия — это практичность, функциональный дизайн, проще, чем у итальянцев, но очень надежный. Франция — мои любимые ребята! Круто работают с текстилем, не боятся экспериментировать, не прочь посмеяться над собой, есть ирония и шик. Англия — это традиции, ничего нового. В США очень сильная мебельная история, самые крутые дизайнеры и сильные бизнес-идеи. Но все перечисленные национальные особенности относятся скорее к сегменту «средний+». Топовые мировые дизайнеры работают вне всяких географических традиций — они транснациональные фигуры.

А какие тенденции в российском дизайне?

— В России тоже хорошо работает средний сегмент с соотношением «цена-качество». У нас сейчас самая модная тема — импортозамещение. Если не хочешь слишком дорогую отделку, то зачем везти отделочные материалы из-за рубежа? У нас можно купить дешевле. Это точка роста для дизайна и менеджмента, потому что когда дизайнер делает проект с нуля, то может стать производителем, создать не стандартное, а специально созданное для проекта решение. Только надо грамотно возглавить менеджмент. Но у многих компаний пока нет понимания, кто такой менеджер проекта.

Еще одна тенденция — создание индивидуального дизайна, который воплощен в быстром эконом сегменте. Что это значит? Дизайн продается клиенту как индивидуальный, хотя, по сути, является шаблонным. Тот, кто находит этот баланс, получает очень удачные дизайнерские решения и бизнес-схемы. Собрав однажды свою авторскую коллекцию из материалов и брендов, с которыми он предпочитает работать, дизайнер сможет наладить выгодное сотрудничество с поставщиками и производителями. В качестве преференций компании предоставят большие скидки, что удобно и ему и клиентам, при этом дизайнер не станет делать все подряд, а будет развивать и улучшать свою собственную манеру. Уверяю вас, обязательно найдутся люди, которым понравится и дизайнерский почерк, и доступные цены. Такой продуманный дизайнер может масштабироваться и расти. 

Что еще хотелось бы отметить? Уровень дизайнеров растет, несомненно, но при этом появилось большое количество новичков разной степени профессионализма, причем они не понимают, что работают плохо, им кажется, что у них все нормально. Я сам был таким, делал странноватый дизайн, но был уверен, что я молодец. Многие дизайнеры не могут себя здраво оценить и не знают, куда идти дальше. Задача дизайнеров, которые хотят развиваться — найти ориентиры и стремиться к ним. Это очень важно. Мало по-настоящему упертых людей, которые идут до конца. Но они есть. И это счастье. Еще я вижу, как меняется история с заказчиками. У меня много знакомых молодых людей в возрасте 25-35 лет, которые уже заработали миллионы своим умом. Они реально строят бизнесы, приносящие доход, мыслят системно и правильно. С такими людьми приятно работать, и их становится все больше. Это здорово, и это повод дизайнерам задуматься о правильной схеме и наладить работу, потому что мир меняется и ему надо соответствовать.

Нужно иметь особый талант, чтобы вписаться в эту историю…

— Вечные споры — что такое талант? Я считаю так, если у тебя есть интерес к теме, значит, ты уже талантлив в ней. Но чтобы быть успешным — одного таланта мало. Необходимо упорство в достижении цели. Если гениальный художник всю жизнь прожигает — он мало что сделает, а «не гений», работающий много и целенаправленно, в итоге займет свою нишу и станет очень добротным сильным специалистом.

А себя Вы к кому относите?

 — Я трезво себя оцениваю. Я — не суперталант, а нормальный человек со своими плюсами и минусами. Но моя сила в том, что я четко иду в выбранном направлении и, самое главное, знаю, что нужно делать. Можно писать картину, зная только технологию. Конечно, есть люди, кто делает это интуитивно, но их мало. Моя задача обучать технологии, и я общаюсь с большим количеством талантливых людей. Если они зажгутся с моей помощью — это очень хорошо. В этом вижу свою миссию.

В чем еще видите свою миссию?

— У меня есть успешная, проверенная практикой система работы, которой нельзя не поделиться. Она работает, она позволяет мне добиваться всего, чего я хочу. И я готов рассказать об этом людям. В нашей школе дизайна мы не только обучаем современным технологиям дизайна с нуля, мы учим системному подходу к профессии, даем толчок к развитию, помогаем усилить действующий бизнес. Наши специалисты щедро делятся многолетним опытом в дизайне, проектировании, реализации объектов разного уровня сложности. Кроме того у нас есть онлайн-обучение, где учебный процесс выстроен так же системно и продуманно. Наша школа открыта как для начинающих, так и для опытных дизайнеров. Обучая людей видеть и создавать прекрасное — мы меняем мир к лучшему. Моя сверхзадача — сделать окружающий мир красивым и гармоничным, чтобы красота была не только у меня в квартире или доме, а всюду: на улицах, остановках, в подъездах, и в головах людей тоже.

Это возможно?

 — Да, конечно. Мы сами меняем мир. Я по мере своих возможностей, финансовых или организационных, меняю свой район, вот недавно был снесен ужасный киоск. Добился того, чтобы со всех столбов убрали уродующие их бумажные объявления. Люди видят, что один человек пытается что-то   сделать, и у них меняется отношение к этому. Теория разбитых окон работает, только здесь она направлена не на разрушение, а на созидание.