Марина Берестова: Ландшафт — технология или искусство?

 
креативный директор в Челябинске





Марина Берестова

дизайнер



Японцы, страдая от нехватки свободного пространства, воспринимают природу как дар свыше. Они видят в малом огромный мир и стараются делать сады совершенным. Почему бы не взять с них пример? В современном мире человека окружает масса искусственных, пластиковых предметов, и сегодня крайне важно не потерять связь с природой. Именно поэтому дизайн директор студии ландшафтных решений «Крона» Марина Берестова предпочла идею естественной красоты «новой волны» классической английской школе дизайна среды.



От знакомства с сайтом компании сложилось впечатление, что «Крона» специализируется на оформлении общественных территорий. Как часто фирма ландшафтного дизайна участвует в создании частных садов?

 — Мы проектируем разные пространства, но в основном частные. Так вышло, что те несколько проектов, которые компания разработала для общественных зон, сразу получили несколько наград. Оформлять городские пространства увлекательно: здесь свои законы и правила. Но в Челябинске очень трудно воплотить в жизнь творческие задумки, поскольку мало кто заботится о ландшафтном решении территорий будущих жилых комплексов.

Компанией получено так много наград! В 2016 году «Крона» вышла на конкурс «Европа — Азия», в челябинском городском конкурсе «Арт-полис 2016» ваши дизайнеры и архитекторы заняли первое место в номинации «Сквер жилого комплекса „Утесов“, после чего студия вошла в рейтинг ТОП-20 лучший ландшафтных компаний России, получив золото в номинации «Общественная территория — проект». О какой награде мечтаете? Как бы она называлась?

 — О наградах не мечтаем. Гораздо интереснее добиваться нового в работе. Например, хочется придумать сад, за которым совсем не нужно ухаживать, который сам бы поддерживал нужные условия для жизнедеятельности растений и самовоспроизводился. И при этом выглядел бы в любое время года прекрасно.



Почему вы решили стать представителями английской компании FisherTomlin&BowyerLondon?

 — Надо сказать, что английская школа ландшафтного дизайна очень сильная. На момент выбора «жизненного пути» нашей компании все приемы и технологии этого стиля казались идеальными. Несколько британских фирм ответили согласием на сотрудничество, но выбор пал на FisherTomlin&BowyerLondon, так как у этих мастеров не только огромный список международных побед, но и есть опыт обучения сотрудников. Эндрю Фишер является одним из трех основателей LondonCollageofGardenDesign, постоянным членом жюри ChelseaFlowerShow. Когда мы приезжали на это шоу в Лондон, он любезно знакомил нас со всеми экспозициями выставки, рассказывал про каждый сад, знакомил с авторами проектов. Тогда я увидела, как прекрасно может смотреться морковь и горох в цветниках (смеется).


Каковы принципы английской школы проектирования? Чем отличен английский дизайн?

 — В классической английской школе уделяетсяособое внимание стриженым растениям и цветникам. Последние всегда эффектные и пышные. Британские сады могут похвастать и дельфиниумами, и плетистыми розами. Создать английский сад и, самое главное, поддерживать его уход — дело не дешевое. Сейчас мне больше импонирует направление «новая волна» — это совершенно другой подход к ландшафту: посадки подбираются таким образом, чтобы композиция выглядела более естественно, а уход был минимальным. Используются простые цветы — тысячелистники, шалфеи, котовники, эхинацеи и много разных злаков. Именно они, а не пруды-»фасолинки» с круглыми мостиками, альпийские горки и множество петляющих дорожек помогают добиться натуральности в дизайне. Газон необходим в случае, если на нем будут играть, например, в футбол. В остальных ситуациях мы советуем его заменить на малоуходные посадки: это современно и красиво, а также менее хлопотно и затратно. Творчество приверженцев «новой волны» отличает умение подбирать предметы не только эстетически «вкусные», но и практичные, поэтому специалисты «Кроны» тестируют растения в шоу-саду, проверяя злаки и цветы на устойчивость.



Как обычно складываются взаимоотношения студии с заказчиками? Они полностью полагаются на вас или выдвигают и свои требования?

 — Многие полностью доверяются нашему вкусу. Особенно, после того, как побывают в шоу-саду. Там клиентам достаточно показать, что им нравится. Кто-то подробно объясняет виденье сада и выдвигает свои требования. Все клиенты разные, но их объединяет одно — идея создания уникального дизайнерского сада, уютного пространства с изюминкой, но в установленном бюджете. Это люди, которые много путешествуют и видят красивыеместа.

Какие задачи должен решать ландшафтный дизайн?

 — Находиться в саду должно быть уютно и удобнокруглый год. Сделать его комфортным – главная задача архитектора. Для этого необходимо предусмотреть множество деталей: дренаж, отток талых и ливневых вод, снегопад. Кроме того, мы проектируем все пространство сада, а значит и строения на его территории — беседки, бани, сараи, навесы для машин и качели.



Как много конкурентов в Челябинске и по области? Каких методов проектирования придерживаются они?

— В Челябинске много компаний: некоторые хороши в планировке фруктовых садов, кто-то   знает, как выращивать хвойные породы. «Крона» специализируется на концептуальных садах с использованием приемов «новой волны». Поэтому мы уходим от прямой конкуренции.

На Урале у ландшафтного дизайна много возможностей или бесспорными лидерами в этой индустрии остаются южные города?

 — Нет никакой привязки к региону. У нас свои растения, на юге другие. Используя любой материал, можно сделать идеальный сад. Главное знать ассортимент не только по книжкам, а «пропустить» его через свои руки.



Расскажите о самых неудачных, на ваш взгляд, ландшафтных проектах Челябинска.

 — К сожалению, не могу назвать ни одного удачного городского дизайнерского решения. Я даже не уверена, что те наши проекты общественных зон, которые получили высокую оценку на конкурсах, будут сделаны в точности по чертежам. Слишком великсоблазн на чем-то   сэкономить, что-то   упростить. В этом смысле частные территории делать интереснее. 

Голландский архитектор Роберт Ремрев считает, что в Челябинске недостаточно занимаются ландшафтом. Как по-вашему, что он имел в виду?

 — Ландшафтом в Челябинске не занимаются вообще! Сейчас дети растут во дворах, лишенных красоты. Малыши привыкают к этому, думают, что это — норма. Поэтому так важно начинать преобразовывать город. Люди всегда тянутся к красоте, особенно природной. Начнет меняться окружающая среда, изменятся и люди.



Чем отличается работа ландшафтного архитектора от дизайнера интерьера?

 — Сад — живое пространство, которое меняется вместе с временами года. Ландшафтному дизайнеру нужно владеть немалыми знаниями о растениях, материалах для благоустройства территории. Последнее особенно актуально для нашего региона: необходимо знать определенные технологии работы с почвой и грунтом.

Атмосфера, концепция, структура — что первостепенно в дизайне среды?

 — Сначала концепция, которая находит свое выражение в атмосфере, выборе материалов и растений. На нее, как на стержень, нанизывается все остальные элементы, иначе можно погрязнуть в многообразии. Многие решения рождаются интуитивно, поэтому мы моделируем проект в 3D, как бы «примеряя» тот или иной ландшафтный «наряд». Часто я уже я представляю будущий сад, когда нахожусь на его территории или разговариваю с заказчиком. Концепция может родиться из любого пожелания заказчика, вскользь упомянутой им истории из путешествия, семейной традиции и т.д. Архитекторы «Кроны» всегда представляютзаказчику один вариант сада. Мастер должен определить лучшую концепцию и обосновать свой выбор.



Владельцы скромных наделов часто убеждены, что ландшафтный дизайн — не для них, а красивым можно сделать только большой участок.

 — Абсолютно неправильное заключение. Как раз маленькие сады требуют гораздо более серьезного подхода: здесь нужно гармонично расположить много элементов, чтобы они не спорили между собой. На проектирование малых площадей у нас уходит больше времени, чем на участокв 10-15 соток.

Однисчитают необходимым атрибутом парка места для шашлыков и барбекю. Другие требуют специальных территорий для выгула домашних животных. Считаете ли вы это необходимым?

— Конечно, почему нет. И это задача дизайнера — вписать хозяйственные зоны в окружающий ландшафт, не навредить ему, сделать времяпрепровождение в них комфортным.