Виктория Апалькова: Выставка дизайна как источник вдохновения

 
креативный директор в Челябинске





Виктория Апалькова

дизайнер



Чем удивила челябинских дизайнеров мебельная выставка в Кёльне imm cologne 2017? Куда движется интерьерная мода, и как на нее влияет фэшн-индустрия? Что отличает немецкую мебель от итальянской? Почему московские выставки скромнее парижских и миланских? О тенденциях и традициях интерьерной индустрии рассказывает участница нашего проекта «Эксперты» дизайнер Виктория Апалькова.

Почему дизайнеру интерьера полезно бывать на выставках?

 — Интерьерные выставки, особенно международные — это концентрация всего самого интересного и лучшего, что предлагает современная индустрия. Здесь знакомишься с модными тенденциями, опережающими время на три, а то и десять шагов. Некоторые говорят — зачем туда ехать, если все можно найти в интернете. Но только на выставках получаешь знания и опыт, которые способствуют росту дизайнера как профессионала. Общаться напрямую с производителями, тут же апробировать их изделия, пощупать всё своими руками, прочувствовать атмосферу, напитаться ощущениями…. Никакой интернет не сможет дать вам этого. Кстати, полезно посещать выставки с точки зрения оценки стабильности фабрики. На дворе кризис, а она каждый год выставляет что-то  новое, диктует тренды, значит, это сильная компания. В первую очередь ты идешь на нее, интересуешься ее продукцией. А есть фабрики, которые уже пятый год показывают одно и то же, не привнося в продукцию ничего нового. Хотя технологии шагнули далеко вперед, и есть более современные решения. Это касается всего: форм, расцветок, внутренней отделки. Всё меняется, и увидеть эти новинки можно только на выставках.



Чем порадовала выставка в Кёльне?

 — Я бывала на выставках в Милане, Франкфурте, Париже, в Кёльн приехала впервые. Выставка imm cologne — это зеленый свет для дизайнеров, всё было организовано с большим вниманием к участникам и гостям. Выставка разместилась в центре города, везде были указатели — потеряться было просто невозможно. Мы, как дизайнеры, вошли в категорию VIP-персон, нам были предоставлены отдельные парковочные места, в VIP-зоне проводились встречи, работали гардеробные, места хранения, выдавались каталоги, и всё это бесплатно. В Милане пришлось бы платить за эти услуги. Также было создано специальное приложение для телефона — навигация по выставочным залам с указанием всех стендов, участников и т.д. Учитывая, что выставка разместилась на огромной площади — 280 000 кв. м, и ее посетило рекордное количество людей — почти 150 тысяч, иметь такие преференции очень удобно, это экономило кучу времени.



Кто был в числе участников?

 — Среди участников были как «мастодонты» мебельной и интерьерной промышленности, так и абсолютно неизвестные в России производители. На кёльнской выставке я планировала познакомиться с новыми фабриками из Нидерландов, Бельгии, Австрии, Великобритании, Германии, которые скромно не выставляют себя в Милане, потому что не хотят потеряться среди яркой итальянской мебели. Также были представлены фабрики из США, Китая, Индии, Венгрии, Чехии, всего более 1000 компаний из 50 стран мира. Было у кого вдохновиться, почерпнуть интересные идеи, познакомиться с необычной креативной продукцией, напитаться атмосферой. Когда погружаешься в страну, постигаешь ее национальный колорит, потом легче творить, создавать какие-то эксклюзивные интерьеры. Кстати, немецкие фабрики выставились по полной программе, видимо им предоставили дотации от города, поэтому у них были максимально большие стенды. Остальные участники брали, в основном, по одному боксу, так как места стоили дорого.

Значимость любой выставки определяется количеством известных имён. В imm cologne их было немало: Rolf Benz, Baxter, Poliform, Minotti  (диваны), JAB (ткани), KARE Design (образ жизни-аксессуары, мебель, свет), Reflex (мебель, свет), Arketipo, Catellan, B&B ITALIA, Cassina, Poltrona Frau (мягкая, корпусная мебель) и др. Когда присутствуют такие знаменитые фабрики — это показатель хорошего уровня выставки. Они задают определенную планку и, конечно, занимают самые лучшие места и павильоны. Роскошные экспозиции, с использованием сложного света, декора, аксессуаров. Хочу отметить, что когда западные производители участвуют в московских выставках, их шоу-румы выглядят гораздо скромнее. В связи со сложными таможенными перевозками, к нам они привозят только всё самое необходимое. Поэтому увидеть продукцию европейских фабрик во всей красе можно только на выставках в Европе.



Как общались на выставке?

 — Я немного знаю немецкий и английский языки и, конечно, это дает свободу в общении, облегчает взаимопонимание. Тем более что на выставках неприлично зайти на стенд и ничего не сказать. Обязательно разговариваешь — они изучают спрос и твою реакцию. Смотрят, что понравилось, что не понравилось. Если стенд заинтересовал — обмениваетесь координатами.



Чем отличаются ведущие игроки европейского мебельного рынка: итальянцы и немцы?

 — Каждая мебель несёт отпечаток культуры той страны, где была изготовлена. И когда приезжаешь в Кёльн или Милан — это совершенно разная атмосфера и архитектура. Я говорю про исторически сложившиеся места. В Германии царит лаконичность, чистота, идеальность форм. Это сразу бросается в глаза. Немцы продумывают функционал очень тщательно. Помню, когда мы были на выставке в Милане, мы выбрали необычную для немцев, на фоне всей ровности, креативную кухню. И вдруг фабрика сообщает, что эту кухню нам не продадут, так как по итогам выставки она была интересна только дизайнерам и архитекторам. Потребители прошли мимо, поэтому кухню будут дорабатывать, в производство запускать её не будут. Так поступить могли только немцы. Итальянцы бы на ура и аплодисментами приветствовали тот факт, что их кухня понравилась дизайнерам и архитекторам.



Почему такой разный подход?

 — Вы же видели итальянцев! Это белые ослепительные рубашки, набриолиненные волосы, это шик, это эмоциональная речь! Брависсимо! Белла! У них все слова — просто опера! Когда изучаешь языки, понимаешь, что у итальянцев звуки идут из сердца. У немцев — четкая, методичная, выстроенная речь. Также и с мебелью: итальянец идет от эмоций. Главное для него — вот черканул он рукой, ему понравился завиток, он начинает выстраивать, развивать мысль, потом ещё под музыку творить, создавать для этого легенду… И вот уже сам влюбляется и влюбляет всех остальных в свое творение. Итальянец начинает с красоты, а немец начинает с функционала. В этом и есть главное отличие.



В чем отличие европейского дизайна от нашего?

 — Вообще, в Европе запрещено делать что-то  плохо. Отличительная черта дизайна — экстерьер входит в интерьер и поэтому интерьеры очень простые. В Нидерландах интерьеры — в белых стенах, больших окнах, и это диктуется с исторических времен. У нас маленькие окна, тесные комнатки, скучное внешнее решение. Дизайнер начинает мозги себе выкручивать, чтобы наворотить что-то  на потолке или стене: лепнину или какую-нибудь ерунду.

Благодаря посещениям выставок и путешествиям по Европе у меня глубокое отторжение намеренно декоративных, дешевых форм и отделки. Я считаю, если нет средств — сделай просто, добротно и качественно. Не нужно придумывать этих наворотов. А люди зачастую думают: дизайнер должен сделать что-то  такое, чтобы там у него и море плескалось, и ручеек бежал в однокомнатной квартире. Европейский дизайн тяготел к простоте и функциональности всегда. И нам надо к этому стремиться.



Если говорить о тенденциях — куда всё движется?

 — Сейчас интерьер решается в целом, поэтому кухня может иметь те же текстуры, что и мебель в гостиной. Эти цвета могут переплетаться, допустим, со столовой зоной, со шторами, с отделкой. Многофункциональное пространство: на кухне может быть обустроено рабочее место. При этом комплексное решение предлагает сама фабрика или дизайнер. Интерьеры стали мягкими по цвету: припыленные нюансы розового, зеленого, тяга к природным цветам. Зачастую фэшн-индустрия влияет на интерьерную моду. Те же дизайнеры по плитке едут вначале на показ мод, а потом разрабатывают собственные рисунки для декора, или фабрики приглашают фэшн-дизайнеров для создания новых коллекций. Взаимосвязь очень сильная. Тот же бархат, фаворит в одежде, уже успешно перекочевал в интерьерную моду. 



Успевать за модой в интерьере сложнее, чем в фэшн-индустрии. Как соблюсти баланс?

 — В одежной индустрии тоже не создают моду одного дня, мода или постепенно перетекает в другое направление, или поддерживает старое, внося в него новое звучание. С интерьером не стоит опасаться, что он у вас не на злобу дня, что у вас нет бархата или модного в 2017 году greenery. Если интерьер создается грамотно, профессионально, он всегда актуален. Покупайте хорошие вещи хороших брендов, они, как пиджак от Шанель, с годами смотрятся ещё более стильно. Остромодные вещи обычно делают из дешевых материалов, чтобы не жалко было выбросить. Мебель режут из толстой фанеры, потом красят ее. Эта мебель для молодежи, или для тех, кто любит часто менять интерьеры. Хорошие дорогие бренды консервативно относятся к меняющейся моде, стремятся сохранить свой фирменный стиль. Парадоксально, но именно консервативные фабрики опережают моду лет на 10. Так компания Poltrona Frau еще несколько лет назад предлагала цветовые решения, которые сейчас модны массово. Причем свои прогнозы на будущее они хранят в глубочайшем секрете.



Если они так опережают время, то кто будет покупать их сейчас? Не готовы еще люди.

 — Ну что вы! Диван будет вполне классической формы и только в деталях: кромки, швы, вставки понимаешь, насколько они впереди. Увидеть и оценить эти преимущества может только специалист. И только на выставке, где есть возможность рассмотреть всё досконально. Та же фабрика Minotti, они как выпускали квадратные огромные диваны, так и выпускают. Причем, диваны очень плотные, ты садишься как на скамейку. Но там настолько все идеально сделано, безупречные швы, нет ни одной кривулины, никакого сбоя! Мое первое образование — технолог одежды, окончила Омский Технологический институт, поэтому особое внимание обращаю на пошив изделий. Я не знаю, как они достигают этого эффекта, очень хочу побывать на фабрике, чтобы посмотреть, как это делается. Более того, они создают себе еще более сложные задачи, когда совмещают два кусочка ткани, пропускают между ними металлического цвета кожу и четко отстрачивают по краю, создавая глубину за счет кожи. Идеально сделано! Шедевр! Никакой китаец никогда не скопирует и не сошьет так, это только их произведение. Поэтому покупая вещь с именем, вы можете быть спокойны за бренд, за качество и за то, что это вне моды.



Люксовый сегмент доступен немногим. Как быть остальным?

 — В Кёльне я провела очень много времени на стенде малоизвестной в России немецкой компании Коen. Эта фабрика выпускает диваны в стилистике Rolf Benz, оказалось, что Коеn — основоположник знаменитого Рольфа, который в свое время просто отпочковался. Так как Коеn работает на внутреннем рынке, то цены у него более демократичные. Или, например, есть небольшие фабрики, которые делают раковины или смесители для знаменитых брендов и очень гордятся этим. Цены на их собственную линейку идут без накруток за имя, при этом качество товара то же самое. Но это большой секрет и узнать о нем можно только на выставке, буквально добывая по крохам ценную информацию.