Людмила Лобанова: Как рождаются идеи

 
креативный директор в Челябинске





Людмила Лобанова

дизайнер



Как рождается концепция интерьера ресторана, кафе или бара? Какие тренды сегодня в моде, и что такое идеальный дизайн заведения общепита? Об этом и многом другом мы поговорим с руководителем студии LFusion, челябинским архитектором и дизайнером Людмилой Лобановой. В портфолио студии LFusion — интерьеры известных заведений города: рестораны Meet Point, «Караван-Сарай», бар «Потерянное общество», кафе-кондитерская «Будуар» и многие другие.

— На ваш взгляд, какие задачи должен решать интерьер заведений общепита?

Идея дизайна интерьера зависит от назначения точки питания. Исходя из этого и формируются задачи. Если это концептуальный ресторан или ночной бар, то важна атмосфера. Создать ее можно с помощью художественного оригинального дизайна. Если это кафе быстрого питания, то на первый план выходит количество посадочных мест, чем больше — тем лучше. Подобные заведения не подразумевают огромных бюджетов на дизайн интерьера. Там тоже будет своя атмосфера, только создавать ее дизайнер будет более простыми приемами и средствами. Понятно, что никто не отменял нормы СанПиНа и пожарной безопасности, заведение должно быть обустроено с учетом законов эргономики, удобства и функциональности. Важно, чтобы гостям заведения было комфортно, чтобы они чувствовали себя защищенными.

— Многие люди, подглядев что-то      интересное в интерьере кафе или ресторана, пробуют применить дизайнерский прием у себя дома. Насколько это уместно?

Попробовать можно, почему нет, но делать это надо, конечно, с умом. Не забывайте, в ресторан или кафе мы приходим на какое-то время. Сможете ли вы постоянно жить в декорированном, немного театральном интерьере? Дизайн общественных заведений опирается на определенную ментальность людей, всегда учитывается потенциальная аудитория, и методы дизайна неограниченны. В частном интерьере — иные критерии отбора, он должен отражать индивидуальность и желания конкретного человека. Люди никогда не позволят каких-то вещей у себя дома, но они с удовольствием ходят в заведения, где это есть.

Идеальный дизайн кафе, ресторана каким должен быть?

Четыре года назад у нас был колоссальный опыт работы с немцами, где я познакомилась с европейскими стандартами дизайна. Сейчас эти стандарты приходят и к нам, но тогда всё было в новинку. Допустим, у нас дизайном интерьера занимаются в лучшем случае три специалиста: архитектор, дизайнер, декоратор. Но чаще эти функции выполняет один человек. Там над интерьером работают несколько узких специалистов: один разрабатывает выкладку товара, другой занимается освещением: подсветка для булочек — это один свет, определенный спектр, чтобы хлебные зернышки были красивыми, для мясных продуктов выстраивают уже совсем другой свет и многое другое.

Как сказал один продвинутый питерский маркетолог, работающий в сфере продвижения ресторанов от идеи до воплощения: «Когда посетитель приходит в заведение, он, не читая меню, должен понимать, что там получит». Открывая ресторан или кафе, владелец должен точно знать, кто его люди, что они будут есть. Тогда попадание в яблочко. Для меня таким удачным примером является лофт-бар Barbaresco. Они открылись три года назад, но до сих пор это одно из самых популярных мест отдыха. Красивых баров много в городе, но им удалось создать удивительную атмосферу места, куда ходят только свои. Поэтому там так уютно.

— Кстати, многим нравится стиль бара «Потерянное общество». Не менее концептуально.

 — Спасибо! (Улыбается).

— Каких заведений в Челябинске больше? Можно ли говорить о некой моде в этой сфере?

 — Я бы сказала, не мода, а некие тенденции, течения, которые отражают в целом ситуацию в мире и стране. Лет 10 назад в России начался бум пивных ресторанов, наш город не остался в стороне. Сейчас очень модна восточная кухня. В Челябинске открылось много ресторанов, кафе подобного формата. Мы уже в 2011 году работали над интерьером ресторана «Караван-Сарай». Вначале был шок, что там делать, представлялись какие-то арочки и прочие банальности. Чтобы не быть банальными, пришлось углубиться в узбекскую культуру, и мы просто влюбились в ее национальные орнаменты, ткани: икат, алача, бахмал… Многие дизайнеры мира восхищаются и вдохновляются восточными узорами. Чтобы всё было по-настоящему, ездили на рынки в Узбекистан, покупали у ремесленников товары для ресторана.

— Что вдохновляет вас на новые проекты? Как рождается идея?

Я всегда вдохновляюсь путешествиями, несколько раз в год семьей выезжаем за рубеж, во всех странах стараюсь посетить какие-то знаковые рестораны, бары, подсмотреть технологии, пощупать материалы, узнать производителей. Очень сложно сказать, как рождается идея. Идет мозговой штурм, накидываем идеи, всё, что приходит в голову. Затем выбираем лучший вариант и презентуем заказчику. Здорово, когда заказчик дает полный карт-бланш, тогда дизайнер может и пошалить. Ведь, по сути, дизайн каждого заведения — это штучный проект, и чем больше в нем авторского стиля, тем он ценнее, такого больше нигде не встретишь. Так случилось с кафе-кондитерской «Будуар», владелица которого доверилась нам полностью. Она пришла с идеей, хочу будуар, век Антуанетты, что-то      воздушно-зефирное. Я люблю смешивать техники. Интересно делать не оригинальную стилистику, а добавлять что-то      свое. Мы предложили увести интерьер в современную моду — люксовые дизайнеры и бутики. Появился очень яркий проект, который полюбился жителям города, было много восторженных отзывов от посетителей кафе и коллег, даже призы получили. Это приятно.

— Вы работаете в интерьерном бизнесе с 2003 года. Был ли какой-то особенный, знаковый проект лично для вас?

Пожалуй, это заведение «Министерство». Одна из самых удивительнейших концепций, с которой я когда-либо      сталкивалась. Над названием и концептом работала целая креативная группа, агентство «Отцы». Один из основателей сейчас работает в I Am. Заведение задумывалось как полусекретное. Почему «Министерство»? Потому что попасть туда могут только избранные, но это не чиновники. Представьте, современная Россия, граф Дракула, который занимает высокий пост, близко к президенту. Он не может явно обозначить, что он вампир, поэтому должен маскироваться, но есть небольшие детали, атрибуты, которые его выдают. Это тайное сообщество, где только по отдельным элементам можно вычислить, что всё не просто так. Каждая деталь работает на идею необычного проекта: логотип в виде герба с двуглавым орлом, но если приглядеться, вместо орла — летучая мышь. Проколы в меню напоминают укусы вампира, на стене фреска «Тайная вечеря» да Винчи, но без апостолов и Христа, шкаф-обманка, за которым есть тайный ход в VIP-зал… Потрясающие идеи. «Министерство» и сейчас работает, но не для всех.

— Какие новые проекты планируете?

Сейчас мы заканчиваем просто бомбический проект. Это вечерний бар азиатской направленности, с подчеркнуто декораторскими приемами в дизайне. Мы сформировали пространство внутри пространства. Очень пластичное пространство-обманка. Такого еще никто не делал и не видел. Это будет большой сюрприз! Бар находится в самом центре города. Думаю, это заведение станет знаковым для жителей и гостей Челябинска.