Открытый показ с Сергеем Шумаковым

Сергей Александрович Шумаков — известная личность. Его знают и любят не только в профессиональной среде. К примеру, многие журналисты с большим удовольствием обращаются к нему за помощью с тем, чтобы Сергей Александрович рассказал им о современной архитектуре или о тенденциях развития нашего города. Города, в котором он родился и вырос и который он строит в самом прямом смысле слова.

Сергей Александрович — не просто заметная фигура на архитектурном олимпе, а весьма разносторонний человек, который пытается успеть если не все, то многое. О себе он говорит так: «Я просто такой неугомонный». И глядя на бесконечное множество проектов, которыми завален стол архитектора, невольно задаешься вопросом, как же ему удается всюду успевать. 


















Мы встретились с почетным архитектором России в привычной обстановке его мастерской, чтобы из первых уст узнать об архитектурных работах, которые в скором времени станут неотъемлемой частью урбанистического пейзажа Челябинска, и вспомнить, с чего все начиналось. 


Кино для всех


Не многие известные авторы могут похвастаться таким большим количеством реализованных проектов, рисующих новый облик городов. А вот Сергею Александровичу посчастливилось построить множество ярких и неординарных зданий, которые и сегодня несут в себе отпечаток его творческого почерка. Ведь ему одинаково хорошо удаются кинотеатры, рестораны, развлекательные центры, офисные здания и частные объекты. 



Все решил его величество случай. Первый крупный заказ поступил к Сергею Александровичу в 1998 году от крупной московской компании «Киномакс», которая решила по западному образу и подобию построить несколько кинотеатров и обратилась к архитектору за помощью. «Когда поступило предложение построить первый кинотеатр, мне неоткуда было черпать информацию, потому что объектов такого уровня тогда в нашей стране еще не существовало. Кино показывали в магазинах, торговых залах и на других неприглядных и неприспособленных площадках. Тогда мы „перелопатили“ кучу разных данных, посетили подобные комплексы в Германии. Результатом нашего творческого поиска стала грандиозная реконструкция кинотеатра «Урал», который после этих преобразований довольно быстро стал центром притяжения для жителей города и сосредоточением культурной жизни. Здесь проводились кинофестивали, праздники, концерты, тематические вечера, состоялись премьеры кинофильмов, которые частенько проходили одновременно с мировыми. После завершения этого проекта я был удостоен награды за вклад в развитие отечественного кинематографа. Затем нами был перестроен кинотеатр «Победа» на северо-западе Челябинска, чуть позже — залы «Мегаполиса». И уже в последующие 5 лет мы проектировали подобные объекты по всей стране — в Москве, Волгограде, Тюмени, Саранске, Нижнем Тагиле и Копейске. Всего мы построили 21 кинотеатр. Большинство из них функционирует и сегодня», — отметил Сергей Александрович.



Архитектор признается, что тогда им двигало желание не просто реализовать свой творческий потенциал, а создать для людей, живущих на изломе эпох и не видевших излишеств и изысков, праздник. И это у него получилось. Ведь его старания оценили не только современники: залы многих этих зданий до сих пор являются излюбленным местом отдыха для всех жителей этих городов. 


Великая сила искусства


Профессия архитектора сродни работе режиссера, ведь здесь важно не просто облечь в некую форму свои идеи, мысли и чаяния, а уметь применить свое мастерство и талант, чтобы воплотить что-то      уникальное. Именно желание создать объект, который сразу после завершения строительства станет достопримечательностью города, позволило Сергею Александровичу возвести десятки интересных объектов. И конечно, среди них были не только кинотеатры, но и уютные рестораны, манящие вкусным меню и соблазнительным интерьером ( «Абажур», «Маркштадт», «Зебра»), а также оригинальные вокзалы, внутреннее убранство которых по своей роскоши можно сравнить разве что с дворцовыми палатами. Сюда стоит отнести здание Челябинского железнодорожного вокзала, которое показало всю силу кисти Сергея Шумакова. Эта работа особенна дорога архитектору, ведь вокзал был построен по проекту легендарных авторов — М. Чуприна, В. Грищенко, С. Крушинского — и воплотил в себе новаторские архитектурные идеи своего времени. Уже тогда вокзал был задуман, как монументальный объект со сплошным остеклением главного фасада, который венчают три полусферических купола. Его функциональная архитектура дополнена декором витражей на втором этаже. В целом вокзал составляет единый архитектурный ансамбль с высотным зданием гостиницы. Поэтому изменения, проводившиеся с 1999 по 2004 гг. на объекте, практически не коснулись его внешнего облика.



В ходе реконструкции были усилены основные конструкции и выполнена новая наружная и внутренняя отделка. В обновлении вокзала были использованы природные материалы, которыми богат Урал, — малахит, мрамор, гранит и другие камни. Внутренняя колористика — благородное сочетание зеленого и коричневого, серого и черного ―добавила солидности объекту. А рациональное планировочное решение помогло сделать здание безопасным и комфортным. К примеру, внутри вокзала были четко обозначены зоны обслуживания пассажиров, выделены места для киосков и магазинов, размещены кафе и стойки-бары. Для управления и контролирования всех систем железнодорожного вокзала был создан единый центр. Кроме того, здесь был предусмотрен зимний сад, музей камней и уникальные фонтаны. Сразу после открытия железнодорожный вокзал назвали «первым чудом Челябинска». А авторы реконструкции получили всеобщее признание.



Поэтому не удивительно, что опыт талантливого архитектора Шумакова был востребован и при строительстве других важных объектов города. Например, когда прежнее руководство региона взяло курс на превращение Челябинска в спортивную столицу Южного Урала, опыт Сергея Александровича вновь был востребован. Так, из-под пера Сергея Александровича вышли арена «Метар-Спорт» на ЧМЗ, Ледовая арена «Трактор» на северо-западе и др. В настоящее время архитектор активно участвует в бесконечной череде преобразований арены «Трактор», связанных с ее переоснащением. Ведь только за последнее время она принимала в своих стенах Чемпионат Европы по дзюдо, Чемпионат страны по смешанным единоборствам, не говоря уже о состязаниях разного уровня по хоккею и фигурному катанию. В скором времени она станет местом проведения турнира Open Russia по тхэквондо. «Сегодня моя студия активно работает над проведением Чемпионата по тхэквондо. В этом направлении мы сотрудничаем с лучшими фирмами города. Например, с компанией „Элефант“. Здесь мы предусматриваем все — от мест для поведения соревнований до размещения вип-персон. Главная задача заключается в том, чтобы сделать комплекс максимально удобным для всех посетителей. Не буду раскрывать все секреты — идей у нас много, и надеюсь, что когда они реализуются, арена поразит всех своим обновленным интерьером», — отметил Сергей Шумаков.



В заключение нашего разговора мы спрашиваем Сергея Александровича, какие кинофильмы он предпочитает смотреть и на что, в первую очередь, обращает свое внимание. И архитектор, к нашему удивлению, начинает рассказывать о философских фильмах Андрея Тарковского и о топовых заграничных лентах, таких как «Териминатор-2» и «Титаник». А потом добавляет: «Когда я смотрю кино, мне важен ни столько сюжет, сколько декорации и антураж. Иногда я не помню даже название фильма, в голове остаются только красивые образы гостиниц, ресторанов или ландшафта».



Такие же образы — здания «привозит» архитектор из заграничных поездок. В особенности он отмечает архитектуру ОАЭ, являющуюся для него своеобразным учебником, в котором можно почерпнуть важные сведения. «Я постоянно посещаю Арабские Эмираты, но каждый раз, приезжая туда, вновь удивляюсь умению современных авторов переворачивать устоявшие представления об архитектуре», — рассказывает Сергей Шумаков. Именно это он и перенял у своих западных коллег, стараясь прививать полученные знания на челябинской земле. А его активная жизненная позиция только помогает в этой работе.



«Поначалу профессия архитектора подкупала меня тем, что я сам становлюсь творцом мира и в чем-то      могу изменить его. Сейчас она мне нравится за то, что не имеет ограничения в возрасте. Например, я часто участвую в различных конкурсах, чтобы доказать прежде всего самому себе, что работы моей студии находятся на высоком уровне. От этого я получаю удовольствие и стимул к движению вперед», — отмечает Сергей Шумаков.