7 проектов каркасных домов знаменитого Фрэнка Райта

Последний романтик и первый функционалист, пророк антиурбанизма и «загородного индивидуализма». Создатель дезурбанистических проектов «города широких горизонтов», пропагандировавший каркасные постройки, стелющиеся по земле. Мы подготовили подборку из 7 проектов загородных домов на лоне природы от американского архитектора Фрэнка Райта, где частично или полностью использовалась популярная сегодня технология каркасного домостроения. 

 

The Louis Penfield House, США, Огайо

 

Дом построен Фрэнком Райтом в 1955 году и принадлежит к серии проектов под названием «Юсониан». Эта типология жилых домов предусматривает маленькие двери и узкие коридоры, зато в лучших традициях американской технологии домостроения − высокие центральные гостиные и панорамные окна. Каждый дом, естественно, адаптировался к конкретному заказчику, его образу жизни и характеру. «Дом Луиса Пенфилда» имеет высокие потолки: Пенфилд был выше двух метров ростом. В доме три спальни, общая площадь – 167 кв. м, гараж.

Tirranna House, США, Коннектикут

 

Еще один дом 1955 года, но уже не из типовых проектов: особняк под названием Tirranna переводе с языка индейцев «Текущая вода») построен на берегу Норотон-Ривер. Дом имеет площадь 650 кв. м, есть еще домик для прислуги и отдельный гостевой. Спален всего семь. На крыше – обсерватория с телескопом. На участке в 6 га имеется даже водопад. Многие годы дом принадлежал миллионеру и филантропу Теду Стэнли – он тщательно реставрировал дом и заменил утраченную мебель райтовского дизайна точными репликами.

The Olfelt House, США, Миннесота

 

Не просто один из последних домов, построенных Райтом перед смертью в 1959 году, а едва ли не единственный, в котором до сих пор живут люди, заказавшие проект. Чете Олфелт сейчас за девяносто, они жили в доме постоянно и сохранили всю спроектированную Райтом обстановку (включая сенсационный по тем временам кухонный остров) в целости и сохранности. Площадь дома – 245 кв. м, участка – 1,5 га. По типологии дом относится в серии проектов «Юсониан».

The Sherman Booth Residence, США, Иллинойс

 

Дом из самой знаменитой, прославившей Райта серии: «Дома Прерий» созданы в рамках концепции «органической архитектуры», идеалом которой является целостность и единение с природой. Для них характерен открытый план, преобладающие в композиции горизонтали, далеко вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами, ритмичные членения фасада каркасами, прообразом которых служили японские храмы. The Sherman Booth Residence построен в 1916 году, заказчиком был адвокат архитектора. В доме три этажа, наблюдаются интересные отличия от стандартной для «Домов прерий» схемы вроде террасы на крыше. В доме площадью 371 кв. м пять спален и сохранилось огромное количество оригинальной мебели по дизайну Райта.

The J. Kibben Ingalls House, США, Иллинойс

 

Самый ранний из продающихся нынче домов – постройка 1909 года. Проект тоже выполнен в стиле «Домов прерий» с сохранившимися витражами и встроенной мебелью райтовского дизайна, что напоминает об американских традициях организации пространства. Площадь – 260 кв. м, четыре спальни, гараж на три машины – похоже, это не только самый старый, но и самый уютный из представленных на рынке домов Райта. 

Imperial Hotel, Япония, Токио

 

В 1916-1922 Райт работает в Японии, где в Токио строит отель «Империал». Использование идеи целостности опорной структуры – для получения необходимой гибкости он использовал консольные конструкции и «плавающий» фундамент – обеспечило этому зданию прочность, позволившую устоять при катастрофическом землетрясении 1923 года.

Taliesin, США, Висконсин

 

Свой собственный дом, «Талиесин» (по имени валлийского барда, что в переводе означает «сияющий лоб»), Райт построил также в стиле «Домов Прерий» в 1911 году. «Талиесин» дважды пострадал от пожаров в 1914 и 1925 и полностью перестраивался, переименовываясь, соответственно, в «Талиесин II» и «Талиесин III». Стимулом к постройке послужило увлечение Мартой Босвик Чейни, женой его клиента Эдвина Чейни, которая позже станет его гражданской женой и поселится здесь. Райт расположил дом на «лбу» холма, благодаря этому он кажется возникшим из естественного ландшафта.