Нарисовать «неизобразимое»

В Челябинске в малом зале Союза художников открылась выставка «Ступени. Абстрактное творчество и абстрактное искусство»: 30 авторов, более 80 произведений живописи, графики, скульптуры из частной коллекции и авторских собраний. На вернисаже соседствуют работы признанных мастеров с полотнами и скульптурами художников-любителей.

Идея выставки принадлежит руководителю художественной галереи «Потоки» Надежде Питахиной: «Абстракционизм не прямолинеен, здесь много вещей, которые нужно объяснять, необходим художественный опыт для понимания иносказательного языка. Малевич написал знаменитый „Чёрный квадрат“ в 1916 году, но столетний юбилей абстрактного искусства почему-то блекнет в тени юбилея Октябрьской революции, который широко отмечается. А ведь именно абстрактное искусство совершило социальный прорыв, художники получили глоток свободы. Этот юбилей мы и решили отметить нашей выставкой, которую хотим сделать постоянной».

Надежда Питахина также акцентировала внимание на том, что челябинцам особенно трудно воспринимать подобное творчество, да и сам город не совместим с абстрактным искусством. Ведь мало того, что вся страна семьдесят лет была окружена эстетическим железным занавесом, так на восприятие искусства челябинцами накладывается ещё и инерция провинциального мышления.

Олег Малахов — владелец частного музея, авторитетный коллекционер считает, что абстрактное искусство вовсе не нуждается в разгадке: «Абстрактное искусство — как и любое другое творчество — понимать не надо. Не нужно думать над ним. В нём должна быть некая сакральность, тайна. И художнику легче передать эту метафизичность через форму и цвет».

Вернисаж предлагает познакомиться с произведениями мастеров жанра: Сергея Тремаскина, Сергея Зыболова, Евгения Маслюкова, Александра Суханова, Владимира Витлифа, Валерия Якивца, Николая Булычева и других. Не прекращаются эксперименты южноуральских художников, мастера по-прежнему желают показать живописными средствами «неизобразимое». Так, в иррациональной живописи Сергея Зыболова присутствуют признаки сюрреализма, у Вячеслава Смышляева намечен «генеративный» принцип создания произведений, Ольга Безрукавая выявляет суть вещей через гармонию напряженного цветового звучания.